Сезон охоты на золушков  

Новый сериал "Остановка по требованию" на ОРТ

Наталья ЯРОШ
( «Независимая газета», 21.10.2000 г.)

Этот сериал напоминает и "Москву", которая "слезам не верит", и "Зимнюю вишню", и "Иронию судьбы", - словом, все фильмы-хиты 80-х сразу... Однако больше всего для сравнения годится "Служебный роман". Автор сценария Алексей Слаповский решил не отходить от традиций и написать мелодраму в уже опробированном отечественной кинематографией варианте: он - бедный, но интеллигентный, она - богатая, но с неудавшейся личной жизнью. Сюжет, пользующийся особенным успехом почему-то именно у наших зрителей, - даже у латиноамериканцев "усыновленный" богатой женщиной мужчина по меньшей мере тянет на жиголо.

В сериале недотепу Смирнова (нынешний аналог Новосельцева из "Служебного романа") играет актер, мало похожий на Андрея Мягкова. Дмитрий Певцов - красавец, плейбой, с хорошей физподготовкой - отнюдь не производит впечатления сиротинушки. Вот не верится, что он - Золушок, бедный технарь, который ничего не может достичь собственными силами.

Только что прошел "Бандитский Петербург", где Певцов, появившись поначалу в образе хорошего милиционера, в одной прекрасной серии наконец-то сбривает интеллигентные усы и органично переходит в категорию бандитов. И в "Остановке по требованию" каждую минуту ждешь: вот-вот Певцов-Смирнов сбросит маску, вот-вот достанет большой пистолет - и все сразу станет на свои места. Все-таки от понятия "амплуа" никуда не деться - не годится Дмитрий Певцов на роль смиренника, как и Андрей Мягков не годится в "вышибалы".

Актеры парами переходят из одного сериала в другой. Партнерша Певцова по "Бандитскому Петербургу" и по совместительству его жена Ольга Дроздова в "Остановке по требованию" тоже играет "продукт эпохи" - Ирину, железную леди, бизнес-вумен, радость феминисток.

В нашем обществе в данный момент происходит некое брожение умов, связанное, вероятно, с параллельным брожением капитала. Мужчина и женщина меняются социальными ролями. Если бы инопланетяне посмотрели этот сериал, то решили бы, что слабый пол на Земле - мужчины. Они хвостом ходят за главной героиней, и всем от нее чего-то надо. Кому любви, кому денег, кому сына. Но она, гордая и независимая, выбирает самого слабого. Наплевав на правило "Не подбирай ничего на улице, а то в доме заведется", Ирина мужественно "усыновляет" инфантильного героя в надежде сделать из него настоящего мужчину. Желающим повторить этот опыт остается только пожелать большой удачи и напомнить случай с Франкенштейном.

Есть еще у нашей героини некий рудиментарный отросток по имени "бывший муж Кленин". Его удел - надоедать жене звонками, путаться под ногами и периодически исполнять роль злодея. Но злого мужа, ликом напоминающего возлюбленного публикой Тихонова, как раз и пожалеют зрители: любящий папаша, семейный человек, умеющий заработать. Очень положительный персонаж по сравнению со Смирновым.

Есть в сериале еще пара персонажей, пострадавших от тяжелой руки героини. Один - новорусский на джипе, которому больше нечем заняться, как подлавливать везде "эту стерву" и объясняться ей в любви, потрясая золотыми цепями и ругаясь на чем свет. Милый, милый, он пришел к нам прямо из анекдота, - только зачем автор его оттуда вытащил? В анекдоте такой персонаж смотрится как-то лучше, чем в мелодраме. Второй страдалец - бывший одноклассник Ирины, спивающийся от безнадежной любви. Автор выдумал его, вероятно, по привычке - без алкоголика у Слаповского еще ни один текст не обходился…

В то же время "Остановку..." вполне можно рассматривать и как фильм "просто про любовь", из тех, что вводят семью у телевизора в состояние легкого гипноза. Ведь, когда "богатые тоже плачут", всем на душе становится легче. А если представить, что все-таки существует возможность удачно "выдать замуж" собственного тюфяка-мужа, - совсем хорошо. И вот уже "натрескавшийся картошечки с селедочкой" супруг (цитата из фильма), блаженно прикрыв глазки, представляет себя любовником богатой женщины, которая наконец-то оценит его по достоинству, а измученная жена грезит о роскошном мускулистом Певцове. Мир и покой воцаряются в семье.

С одной стороны, "Остановка по требованию" - что-то вроде Музея мадам Тюссо, только Слаповский коллекционирует не исторические персонажи, а типичные образы, бытующие в сознании и в литературе. Но не в жизни. Прямолинейные характеры, шаг влево, шаг вправо - попытка к бегству. Комиксовый сериал.

А с другой стороны, нельзя не признать, что такой сериал сейчас будет хорошо смотреться - как передышка от стрельбы, убийств, изнасилований, погонь. И сделан он куда как лучше "Бандитского Петербурга". А если уж сравнивать с мексиканскими и бразильскими сериалами - такая гордость за отечественный кинематограф просыпается в душе! Нет в "Остановке..." размыленности, размазанности сюжета. Каждая серия - тугой клубок событий. Каждые 5 минут - решение проблемы.

Самое главное, что этот сериал - остановка посреди поля боя по требованию телезрителей, уставших от сцен насилия. И продвижение по шкале качества отечественных телефильмов. Переходный этап. Помнится, барон Мюнхгаузен сам себя тянул из болота за волосы. И вытянул.


ПРЕССА
Author's E-Mail

Hosted by uCoz